- Алексей, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о лондонской паралимпиаде. - Впечатления очень положительные. Жители Лондона, работники и волонтеры, которые обеспечивали Игры, были очень приветливы, встречали спортсменов радушно. Перед отъездом нас немного стращали: мол, англичане не любят русских, могут провоцировать на скандалы-стычки - когда едите, не отходите от тарелки и тому подобное. Все оказалось на самом деле совсем не так. Англичане при виде надписи «Раша» на олимпийской куртке улыбались, подходили, жали руки, фотографировались.
Что удивило? Полные трибуны. Несмотря на дороговизну билетов, все места были заполнены. Видимо, лично присутствовать на играх престижно. Это было приятно. Ведь на паралимпиаде в Греции 2010 года трибуны были пусты.
Условия в олимпийской деревне в Лондоне были скромными в сравнении с пекинской: обычные домики, простые комнатки – треть или четверть по площади от китайской. Здесь не было ни бассейнов, ни саун, ни больших игровых центров, какие были в Пекине.
- Какие планы на паралимпиаду в 2016 году в Бразилии? - Самые амбициозные, ведь реализовать свой потенциал в Лондоне мне не удалось. Я шел первым номером в рейтинге, и надо было выигрывать. В Рио собираюсь участвовать не только в копье, но и в метании диска или ядра. Если правила соревнований это позволят. Психологическая нагрузка очень большая, если выступаешь только один день.
Я ждал своей очереди 18 дней и выступал самым последним из 182 человек в сборной. Если бы я выступил в другом виде и занял пускай 10 место в ядре или диске, то смог бы сбросить часть этого напряжения. Независимо от результата по моим прикидкам в диске я должен попасть в тройку своего класса. Посмотрим, конечно, на тренировки, на здоровье. По ядру строить прогноз сложно. Что получится, то получится. Но в Рио собираюсь взять золото.
- В плане российских соревнований что предстоит, к чему готовитесь? - Здесь два ответственных старта: чемпионат России по толканию ядра плюс чемпионат России по длинному метанию (копье и диск). Чемпионат России пройдёт накануне чемпионата мира. Летом международных турниров будет огромное количество – планируем поучаствовать во многих. Вообще следующий год думаю посвятить соревновательной деятельности во всех трех видах, искать себя, искать что-то новое, попытаться понять, какие ошибки допустили при подготовке к Лондону. Явно где-то был сбой в тренировочном процессе, в подготовке… Я подошел к паралимпиаде не в лучшей форме.
- Тем не менее, вы все равно в числе победителей… - Может, было бы не так обидно проигрывать, если б я не был первым номером в рейтинге. На голову должен был быть выше соперников, а показал результат хуже своего личного рекорда, которого добивался раньше. Хотелось обновить свой мировой рекорд. Но…Чтобы ты ни планировал, олимпиада все расставляет на свои места.
Чтобы выиграть старт четырехлетия, нужно быть выше на голову всех или иметь такую тренировочную подготовку, что хоть ночью разбуди ты метнешь столько, сколько тебе нужно для победы. К сожалению, этого в наших тренировках не было. Мы с тренером уже разобрали это все. И пришли к выводу, как надо работать дальше. Будем проверять наши догадки на соревнованиях будущего года.
За эти четыре года очень было мало отдыха, и, как оказалось, это на пользу не пошло. За одиннадцать месяцев тренировок выяснилось, что особо ничего и не натренировали. Серебро, конечно, утешение. Могла быть и бронза. Ведь грек - очень амбициозный парень, молодой, перспективный. И если бы он смог улучшить свой результат, то у меня могло быть и третье место… А 20 сантиметров, которые выиграл мексиканец, очень символичны. Они показали, что это не он выиграл, а проиграл я. Результат мексиканца был посредственным, и я должен был в девяти случаях из десяти его переиграть.
- С чего начали в Воскресенске, когда и мыслей о спорте не было? - Первую работу я нашел с помощью Центра занятости. Приобрел тогда свой первый автомобиль «Ока», и у меня появилась возможность куда-то добираться. Было огромное желание в чем-то себя найти, проявить. Интересное предложение поступило от фирмы «эПс»: здесь нужен был сборщик компьютеров. Это дело было новое и очень интересное. Руководителя фирмы Николая Саунина совсем не смутило то, что я ограничен физически в движении. Не каждый работодатель взял бы к себе такого сотрудника. Мне приходилось забираться на третий этаж, для меня это была, скажем, утренняя тренировка. Я поднимался сам и просил, чтобы мне не помогали. Отдышавшись, я принимался за работу. Эта работа оставила о себе теплые воспоминания. Я многому научился. В жизни это пригодилось.
- В интервью газете «Труд» вы сказали, что получили филологическое образование… - На американский грант в России создали образовательную программу для инвалидов на базе Международного независимого эколого-политологического университета. Меня подкупила такая возможность. Что касается выбора, то вариантов было не сказать, чтобы очень много. Юридическое образование у меня уже было. Теперь филология в коллекции моих высших образований (смеется). Хотя я надеюсь когда-нибудь получить спортивное, тренерское образование. Учиться всегда интересно.
- А юридическое образование пригодилось? - Я очень хотел работать в адвокатской конторе. Были подвижки к этому. Была предварительная договоренность с одним известным городским адвокатом. Мне это было очень интересно. К сожалению, по не зависящим от меня причинам встреча эта не состоялась. Я серьезно изучал гражданское, трудовое право. Практически все осталось в том виде, в каком было. Хотя кое-что уже и подзабылось. А когда появилась поддержка спорта на государственном уровне… Ну, остальное вы знаете сами.
- Кем трудитесь сейчас? - Я работаю инструктором муниципального спортивного клуба инвалидов «Лидер», веду секции. Дел здесь много. Здание старое, своими силами делаем ремонт. Если появляются спонсорские деньги, покупаем тренажеры. Клуб – раздолье для вложений, но их, к сожалению, пока мало. Все держится на энтузиазме ребят.
Накануне приезжал в Воскресенск министр спорта Московской области Амир Галлямов. До этого мы обсуждали необходимость сооружения подъемника в бассейне, воскресенским инвалидам нужен новый автобус с подъемником для клуба и физкультурно-оздоровительный комплекс в районе. ФОК есть в Егорьевске, в Серебряных Прудах… Почему его нет в таком спортивном городе, как Воскресенск?
Вчера акцент был сделан на хоккее. Остальные виды спорта забыли. Есть много ребят, которые хотят заниматься легкой атлетикой, фехтованием, борьбой – все это можно было бы реализовать в комплексе.
- Что для России, для Воскресенска важнее: развитие профессионального спорта или спорта для всех? - Наверное, спорта для всех. Если мы будем развивать спорт массовый, то как раз отсюда и выйдут те, кто очень хочет заниматься спортом профессионально. Если делать акцент только на единицах, уйдет много времени и много средств. В каждом дворе нужны турники, хоккейные площадки, ребят нужно привлекать в секции. По своему детству хорошо помню, что для каждого мальчишки считалось престижно заниматься спортом. Была, помните, игра «палки-банки» - аналог городков, отличная игра. В нее играли все. Сейчас большинство в виртуале, за компьютером. Спорта должно стать больше на телевидении, ему нужно больше уделять внимания в школе. Сейчас, конечно, и дворы уже не те: все заставлены машинами. Проблема системная. И, может быть, то, что олимпийцам государство стало давать машины, жилье, подвигнет молодежь серьезно заняться спортом. Я вижу: детям в моём дворе сегодня скучно. Ну, поставили бы теннисный стол. Ведь там, где эти столы есть, люди играют.
- Самая высокая мечта? - Ну, самая высокая пока осталась мечтой… Думал: реализую ее в Лондоне, но, наверное, рано еще, не пришло время олимпийского чемпиона. Когда эта мечта осуществится, появится другое стремление, другая цель. Пока не достигнута первая, рано думать о другой.
|